Легпром - вопросы и ответы

Вопросы и ответы по маркировке одежды

С 1 января 2021 года стала обязательной маркировка ряда товаров легпрома и домашнего текстиля. Предприниматели могли промаркировать товарные остатки до 1 февраля 2021 года.

1. Что из ассортимента подпадает под маркировку, а что нет?
Маркируется только часть товаров легпрома. Список по кодам ОКПД 2 или ТН ВЭД ЕАЭС определен Постановлением №1956 от 31 декабря 2019 года

Маркируется:
 • вся одежда из кожи (не маркируются аксессуары) 14.11.10 или 4203 10
 • трикотажные и вязаные блузки для женщин и девочек из разных материалов 14.14.13 или 6106 10, 6106 20 и 6106 90.
 • все пальто, куртки (включая лыжные) и плащи, мужские, женские и детские 14.13.21 и 14.13.31 или 6201 11, 6201 12, 6201 13, 6201 19, 6201 91, 6201 92, 6201 93, 6201 99 и 6202 11, 6202 12, 6202 13, 6202 19, 6202 91, 6202 92, 6202 93, 6202 99.
 • белье постельное, столовое, кухонное и туалетное 14.13.14 или 6302
Поскольку одежда маркируется не вся, естественно, что у предпринимателей возникают вопросы о том, какой товар маркировать, а какой ― нет. Например, мужские куртки маркируются, а костюмы/комплекты ― нет. Как быть с детскими зимними и демисезонными комплектами из куртки и штанов или лыжными костюмами? Или как быть, если в накладной написано «пуховик», а в документации на товар «пальто пуховое»?

Кроме того, не попали под маркировку изделия под кодами 6206 10, 6206 20, 6206 30, 6206 40, 6206 90 ― блузки, блузы и блузоны женские или для девочек из шелковых нитей, шерстяной пряжи, хлопчатобумажной пряжи, химических нитей и прочих текстильных материалов.
Остатки предприниматели могли промаркировать на свое усмотрение. Но сейчас, если поставщик утверждает, что какая-то позиция не подпадает под маркировку, предпринимателям надо решать принимать/закупать такой товар или нет. Как быть?

Предприниматели резонно боятся возможных проверок и изъятия товара.

В этих случаях нужно ориентироваться на информацию в разрешительной документации на товар (декларацию на товар и сертификат соответствия артикулов с кодами ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС). При проверках контролирующие органы будут ориентироваться именно на эти документы.

2. Можно ли еще будет маркировать остатки?
Маркировка остатков товаров легпрома завершилась 1 февраля.
Минпромторг предложил продлить ее до 1 мая. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в Правительстве.

Если (когда) постановление будет принято, то домаркировать товарные остатки можно будет только по полному атрибутивному составу, а не по упрощенной схеме.
Об этом сообщили представители Минпромторга и ЦРПТ на практическом семинаре «Маркировка: опыт и практические рекомендации».
Если вы выпустили коды по упрощенной схеме, но не успели ввести их в оборот, то в период продления маркировки остатков их ввести не получится. Нужно будет описать товар по полному атрибутивному составу и заново заказать коды. Это значит, что нужно получить полные описания товаров от поставщика (производителя/импортера) для заказа кодов.
Законопроект также позволяет в дополнительный период транспортировку и хранение немаркированного товара.

3. Чем грозит отсутствие маркировки на товаре?
Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство товаров без маркировки влечёт штраф от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и ИП и от 50 до 300 тысяч рублей для юрлиц. Все немаркированные изделия будут конфискованы.
Уголовная ответственность предусмотрена по крупным партиям товара без маркировки ― свыше 1,5 млн рублей. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК, виновному грозит лишение свободы до 3 лет со штрафом 80 тысяч рублей.
Контролирует розничную торговлю и проводит проверки Роспотребнадзор.

4. Что делать, если мой поставщик не маркирует товар?
Если хотите работать по закону, придется менять поставщика. Ответственность за продажу немаркированного товара ложится на текущего владельца товара, то есть на вас.

5. Что делать с кодом, если маркированный товар испортился?

Списать товар через личный кабинет «Честного ЗНАКа» или через товароучетную программу, если она поддерживает этот функционал.

6. Как оставить маркированный товар в своё пользование, а не для продажи? К примеру, для использования в качестве выставочных образцов в шоу-руме?

Если юрлицо или ИП закупает маркированный товар для себя, то покупатель должен вывести товар из оборота, указать, что товар для собственных нужд.
При продаже без кассового чека нужно передать товар с электронной накладной (УПД) с передачей кодов маркировки, например, по ЭДО.
При продаже маркированного товара юрлицу или ИП в случаях, когда необходимо выдать кассовый чек, нужно указывать реквизиты покупателя. В этом случае товар не будет выведен из оборота, а перейдет на баланс покупателя.

7. Как продавать маркированный товар юрлицам?

Если вы зарегистрированы как самозанятый, производите и продаете товары, подлежащие маркировке, вам нужно зарегистрироваться как ИП, перейти на другой режим налогообложения (например, УСН) и маркировать товар.
Если вы как ателье (самозанятый и др) шьете одежду/обувь по договору оказания услуги, то эти товары вы не маркируете. Но если вы заключаете договор купли-продажи с покупателем/заказчиком этого товара, тогда вам нужно их маркировать. Если заказчик планирует продавать изготовленный вами товар, то ему нужно будет его обязательно маркировать.

8. Нужно ли ателье, частным портным (самозанятым) маркировать товар, который изготавливается не серийно, а индивидуально?

Если у магазина один поставщик, то проще всего будет подключиться к тому же оператору ЭДО, как у него. Сложнее, когда поставщиков несколько, у них разные операторы ЭДО или ваши партнеры пока вовсе не настраивали ЭДО. Тогда придется настраивать роуминг, но за 2020 год большинство операторов ЭДО уже отработали схемы роуминга.
Нужно уже сейчас выбрать оператора ЭДО и передавать УПД и УКД (универсальный передаточный документ и универсальный корректирующий документ) и отработать на практике все спорные случаи.
До конца этого года участники оборота могут подавать сведения о передаче кодов в «Честный ЗНАК» напрямую.
Обязательный электронный документооборот по товарам легпрома вводится с 1 января 2022 года. (Постановление Правительства от 31.12.2020 № 2464)

9. Нужно ли сейчас переходить на ЭДО? Как выбрать оператора ЭДО?

Закупать за нал за границей, в Китае или Турции, и ввозить товар без маркировки для последующей продажи ― незаконно. Такой товар может быть конфискован при транспортировке/продаже Роспотребнадзором.
Во-вторых, промаркировать товар можно на таможенном складе при прохождении таможни.
Здесь предусмотрено два варианта. Во-первых, импортеры могут заказывать коды в «Честном ЗНАКе» и отправлять их в электронном виде иностранному производителю. После прохождения товаром таможенного контроля импортер вводит коды в оборот.

10. Что делать, если заказываешь товар за границей (в Китае, Турции)?
Списать товар через личный кабинет «Честного ЗНАКа» или через товароучетную программу, если она поддерживает этот функционал.

11. Что делать, если марку порвали в процессе примерки?

Если код нечитаемый, то нужно товар перемаркировать, выпустив на него новый код маркировки. В вашей товароучетной программе маркировки нужно посмотреть все коды маркировки и их состояние в системе «Честный ЗНАК» и при необходимости их списать.

12. Нужно ли вводить коды маркировки в кассу?

Код маркировки уникальный для каждого товара, наносится только на товар. Не нужно вносить его в кассовую или товароучетную программу, достаточно сканировать его при добавлении товара в чек.

Обычно в кассовом ПО идентификатором товара является штрихкод, который не уникальный для каждой единицы товара, в отличие от кода маркировки. Если вы будете вносить в кассу коды маркировки, то база товаров будет избыточная, будет сложнее вести товарный учет. Мы рекомендуем заносить в карточку товара только штрихкод (а
если его нет ― то ничего не вносить), а код маркировки сканировать только при продаже.

@ofd24


119 13.04.2021